...Утро. Барин завтракает в залитой солнцем столовой. На столе бутерброды,
пирожные, кофе. Входит Управляющий имением:
- "У нас буза, Ваше Сиятельство, мужики пришли во двор, с Вами говорить
хотят."
- "А чего же они хотят, милейший?"
- "Не сказывают, только с Вами говорить хотят".
Пожав плечами, барин, с салфеткой за воротом, спускается во двор,
держа в руке недоеденный эклер, и видит гурьбу плохо одетых мужиков, которые
при виде его снимают шапки.
- "Чего Вы хотите, мужики?". В ответ - молчание.
- "Чего Вы хотите мужики??"; спрашивает барин еще раз, машинально
откусывая кусок эклера. В толпе мужиков происходит движение, вперед выталкивают
зачинщика, который тоже молчит.
- "Чего же Вы хотите мужики???" - теряя терпение и вытаращив глаза,
спрашивает еще раз барин.
- "Чаво, чаво!! - исподлобья глядя на него, в сердцах отвечает мужик,
с размаха бросает шапку на землю, с силой втаптывает ее лаптем в грязь,
и добавляет, уходя: - Чаво, чаво, ... а вот ни хряна !!!".
Вслед за ним расходятся и все остальные.
Вот так и создалась в России ... Революционная Ситуация.
(Старый анекдот)
Как это было.
11 сентября 2001 года. Тихий, теплый сентябрьский вечер. Казалось
бы, ничего не предвещало беды. Но раз за разом на экране телевизора гражданский
лайнер пролетал рядом с горящей башней небоскреба и, распластав крылья
так, "чтобы наверняка", со всего маха вонзался в соседнюю, еще целую.
Поначалу, на фоне ясного американского неба все это казалось только очередной
американской же классно сработанной кинострашилкой, но это было на самом
деле, и это была ужасная правда.
Потом, несколько дней подряд телевизор, как и в почти тоже время годом
раньше, включали не без содрогания с тягостной мыслью: "Ну как там Они?"
Они - это те кто "наверху" и те, кто еще оставался живым там
- "внизу", во тьме.
Снизу стучали; годом раньше с борта несчастного "Курска", из-под
водяной толщи. В 2001 году стучали из-под горящих обломков зданий, кто-то
всё ещё звонил по "мобильникам". Сверху ничем толком не смогли и не могли
помочь. Постепенно стуки затихли, разрядились батарейки в телефонах. Ушли
корабли. Осела пыль и гарь на Южном Манхеттене.
На грустной и трагической ноте закончился прошлый век. С еще более
страшной трагедии, унесшей тысячи человеческих жизней, начался новый.
Руководствуясь старинным принципом - "все познается в сравнении" мы,
однокашники "технари", попытались найти объяснение происшедшему 11
сентября, попробовали отыскать хотя бы приблизительные ответы на вопросы,
которые тогда волновали, наверное, всех.
Что это было? Что хотели доказать люди пожертвовавшие своей и чужой
жизнью? Какие цели преследовали? Какая сила, какая ЭНЕРГИЯ вела их? А может
это и вовсе начало новой Революции? Если обратиться к истории России, то
именно громкие террористические акты и стали провозвестниками грянувшей
затем Революции.
Энергия, потенциал
Понятие энергии является одним из наиболее сложных и ключевых параметров
в естественнонаучных дисциплинах, таких как физика, химия и тому подобное.
Из ничего - ничего не будет. Для того чтобы была произведена работа, первоначально
должна быть накоплена энергия. Под лежачий камень вода не потечет, а поднятая
на определенную высоту может, падая крутить мельничное колесо или турбину
гидроэлектростанции; а может, вздымаясь океанским "девятым валом"
обрушиться и разбить вдребезги терпящий бедствие корабль. Как революция,
когда-то разрушившая царскую Российскую Империю.
Понятие "человеческой энергии", энергии общества это скорее литературный
термин и попытка говорить о ней как о реальной величине, тем более величине,
которую можно как-то формализовать, структурировать и разбить на составляющие
первоначально показалась нам (так же, как, наверное, и Вам) полным бредом.
Однако чем больше мы говорили об этом, тем больше нам стало казаться, "что
в этом что-то есть", хотя бы отчасти.
Взять, к примеру, потенциальную энергию, которая есть произведение
трех величин - МАССЫ, УСКОРЕНИЯ И ВЫСОТЫ (или разницы высот).
В применении к человеческой потенциальной энергии, с чем можно было
бы сопоставить ВЫСОТУ? По нашему мнению с потенциалом человеческих
потребностей.
Наименьшие, и одновременно наиважнейшие из них хорошо известны - еда,
кров, безопасность. Когда-то "восточный" поэт Омар Хайям написал на эту
тему замечательное, короткое стихотворение.
Если есть у тебя для житья закуток,
и на черный день хлеба кусок;
если ты никому ни слуга, ни хозяин-
счастлив ты и воистину духом высок.
Под этим "программным" стихотворением, вероятно, мог бы подписаться каждый
из длинноволосых хиппи конца 60-х начала 70-х годов прошлого века, добавив
разве что: "Make a love, not a war - занимайтесь любовью, а не войной".
Сейчас времена другие, хотя, как тогда, так и теперь, тридцать лет
спустя, кое-где и кусок хлеба большая проблема.
Считается что вершина пирамиды человеческих потребностей это
возможность самореализации. Во всяком случае, именно эта ступень вынесена
на вершину такой пирамиды психологом Абрахамом Маслоу, впервые предложившим
описание иерархии потребностей и соответствующий психологический закон.
Закон гласит, что человек только тогда думает и добивается реализации
потребностей высшей ступени, когда у него удовлетворены потребности
более низкой ступени. При этом, считается, что физиологические потребности
и потребности безопасности и защищенности, являются базовыми потребностями,
т.е. потребностями первого порядка. Все что выше, социальные потребности,
комфорт и т.п. - потребности второго порядка этой пирамиды, до вершины
которой добирается не каждый.
Действительно, у обеспеченных людей есть работа, они самореализуются
в искусстве и науке, а кое-кому не дают покоя даже лавры политического
"отца народов" локального или вселенского масштаба; бедным же не до комфорта,
тут "быть бы живу" любым путем.
Им почти нечего терять, в отличие от богатых, но зато есть чего хотеть.
По этой пропасти, по этой линии раскола часто и высекается "революционная
искра".
Сейчас уже мало кто твердо помнит, что наш праздник "Весны
и Труда - Первомай" родом из США. В конце девятнадцатого века там
прокатилась мощная волна демонстраций, включая многолюдную первомайскую
демонстрацию в Чикаго, когда почти весь город вышел на улицы. Вступления
были подавлены, были и жертвы с обеих сторон, провокаторы бросили бомбы.
А одно из основных требований демонстрантов, обеспечивающее нормальные
условия жизни, было относительно простым - восьмичасовой рабочий день.
"Восемь часов на работу, восемь часов на отдых и восемь на сон".
Мы не очень знакомы с историей США, но видимо эти требования впоследствии,
под давлением профсоюзов и общества в целом были удовлетворены и закреплены
законодательно. И революционный потенциал был снят. В России "этот номер"
не прошел. "Быдло, а туда же - бунтовать? Смутьяны! Да мы их нагайками!
". И без Революции не обошлось.
В наше время бедность отнюдь не исчезла ни у нас,
ни в "цивилизованных странах Европы и США", однако сравнительно состоятельных
стало больше. Большой бизнес, правда, не сразу, но решил, что выгоднее
торговать с рабочим классом, чем гноить, выжимая последние соки. Разросшийся
"средний класс стал оплотом стабильности, законности и порядка". В России
средний класс, видимо, еще не очень влиятелен. Тем не менее,
как обронил как-то один из ведущих телепрограммы "Однако", идущей на ОРТ
Максим Соколов: "От слова Революция всех просто тошнит". Может и не всех
и не до такой степени, тем не менее, это слово действительно практически
ушло из повседневного обихода. Нелегко завлечь на баррикады россиян, слегка
выдохнувших после запретов и тотального дефицита всего, времен конца эпохи
"застоя развитого социализма" и начала "Перестройки", а затем развала Союза
и обнищания периода "построения демократического общества". Все дружно
борются законными и не очень способами с другим дефицитом - дефицитом
денег, а на выборы ходят преимущественно пенсионеры, о молодежи разговор
особый.
Если в начале прошлого века резкая линия раскола бедные-богатые проходила
внутри стран, то теперь между странами - в основном, с востока на запад,
отделяя "цивилизованный и богатый Север" от "бедного Юга", хотя и на "Юге"
сегодня есть и вполне состоятельные страны, взять ту же Австралию к примеру.
Кардинальная разница в том, что "цивилизованный мир" в основном заботит
сохранение существующего порядка вещей, а "нецивилизованные страны" движимы
надеждой и желанием изменить к лучшему мир, в котором они живут.
Американские политики ввели новый термины "страны- изгои", а также "ось
зла". В список таких стран попал и ряд исламских стран "бедного Юга", где
есть проблемы с построением собственных "пирамид потребностей", потенциал
нереализованных потребностей чрезвычайно высок, а население зачастую просто
поставлено на грань выживания.
Тот же Афганистан - одна из беднейших стран мира, и одновременно одна
из стран "изгоев". По телевидению проходили печальные кадры, когда женщина
покупает на афганском рынке горсть плесневелых хлебных корок, чтобы дома
растереть их в ступке и накормить детей. Несколько монет это все, что у
нее было.
Подобные , внутренне нестабильные страны, действительно угрожающие
всем поддержкой международного терроризма, могут обрушить вполне реализованные
"пирамиды потребностей" остального "цивилизованного Мира". Как следует
поступать с "изгоями"? Чураться и не пускать на порог? Обнести колючей
проволокой и завалить бомбами? Завалить гуманитарной помощью, или тем и
другим вперемешку? А там люди, лишенные самого необходимого и их немало.
Масса
Говорят, что слово "массы" очень любил Владимир Ильич Ленин. И праздник
Первомая любил, когда демонстрация революционных масс с транспарантами
в руках, собиралась у трибуны вождей. Для настоящей и успешной Революции
массы, человеческой массы, должно быть много.
Демографическая ситуация в мире и в каждой отдельно взятой стране непрерывно
изменяется. Однако общие тенденции известны. Население "цивилизованных"
стран постепенно стареет. Изменяется структура производства. Увеличивается
средняя продолжительность жизни, благодаря успехам здравоохранения и одновременному
падению рождаемости. Сходные тенденции наблюдаются и странах, которые еще
совсем недавно были "чемпионами рождаемости" - в Мексике, Индии,
Китае. Однако так происходит не везде.
Еще в начале девяностых годов прошлого века известный американский
аналитик-экономист Питер Шварц (Peter Schwartz) предрекал выход на международную
арену на рубеже веков поколения 18-ти 20-летних "новых бебибумеров", уроженцев
преимущественно экваториальной Африки, Латинской Америки и Среднего Востока.
Но сначала напомним кто такие "старые бебибумеры". "Бебибумер"
это название обозначающее поколение появившееся после окончания Второй
Мировой Войны в течение первых 5-10 лет. Жизнь, как в Европе, так и в Америке,
да и у нас постепенно вошла в нормальную колею, и зазвучали детские голоса,
несмотря на колоссальные людские потери. При этом это поколение было чрезвычайно
многочисленным по всему Миру. Этот всплеск хорошо виден и на демографической
карте США 2000 года.
С поколением "бебибумеров" в Америке считаются, учитывают его экономические
и другие интересы. В эпоху воцарения в женской моде мини-юбки средний возраст
населения в странах Запада составлял 18 лет; случайно или нет, но вместе
с "возмужанием" поколения "бебибумеров" длина юбок стала увеличиваться.
Бывают, правда и ошибки. После окончания бума рождаемости в Америке многие
школы были закрыты, однако вскоре их пришлось открывать вновь и даже строить
новые школы. В не настолько большом количестве, но, тем не менее,
у "бебибумеров" появились, конечно же, и свои дети.
Все чаще появляются "бебибумеры" и среди политической элиты. Клинтон,
Блер, Путин, и с некоторой натяжкой, даже "террорист № 1 в Мире -
Усама бен Ладен - "бебибумеры"
Особенность поколения "Новых Бебибумеров" в том, что по оценкам,
сделанным Питером Шварцем по своей многочисленности это поколение молодых
людей начала ХХI века приблизительно В ТРИ РАЗА превысит по численности
поколение "старых бебибумеров", и при этом будет локализовано вне пояса
"цивилизованных стран". Именно поэтому, как предполагал Шварц последним
придется столкнуться с новой волной экономической миграции и ввести ограничения
въезда и принять другие меры. И, тем не менее, школьникам и студентам
Европы, как считал Питер Шварц придется смириться с тем, что бок обок с
ними будут жить, и учиться их новые соседи из Африки и Востока, и именно
"новые бумеры" будут определять лицо Мира в начале XXI века.
Во многом Шварц оказался прав. Достаточно посмотреть телерепортажи
из горячих точек - там, в основном молодые лица, Растут диаспоры
выходцев из неблагополучных стран "нецивилизованного Юга" в европейских
странах, где рождаемость падает, хотя и перспектива смириться с новыми
беби-бумерами воодушевляет далеко не всех. Самый популярное значение английского
слова "boomer" сегодня звучит как "экономический переселенец". Рождаемость
и сегодня по-прежнему велика в "бедных странах Юга". Крестьянские семьи
всегда и везде были многочисленны. Люди ищут себе подобающее место под
Солнцем. И не найдя его в своей собственной стране оказываются в Европе,
Америке, да и в России тоже. Как шутят во Франции: " Париж это город, где
когда-то жили французы."
Вопрос в том куда "двинет" вся эта преимущественно "молодая масса" в политическом
плане, во что поверит, за кем пойдет, что ее объединит ?. Охотники сделать
из людской массы "пушечное мясо" для реализации политических целей, как-то
всегда находятся. В свое время Владимир Ильич Ленин накануне Революции
призывал создавать молодежные отряды бойцов, девизом которых должно было
стать "Революция или Смерть!"
Чтобы стать единой, масса должна состоять из элементов, имеющих общий
отличительный признак, отделяющий "своих - от чужих", "наших - от не наших".
При этом масса сама по себе инертна. Слегка перефразируя первый закон динамики
можно сказать, что масса (тело) будет сохранять состояние покоя или равномерного
поступательного движения пока не получит ускорение.
Ускорение.
"Словом можно убить, словом можно спасти ...". Слова, перекованные
в веру и убеждения, могут объединить и разогнать людскую массу со всеми
ее чаяниями и надеждами до состояния рокочущего океанского вала.
Вера, убеждения занимают большое место в жизни человека, они отвечают
за состояние и устремленность его души. Поэтому и контроль над этим всегда
очень плотный.
Примечательный случай произошел еще в школе, когда одного из наших
друзей принимали в пионеры. Вот и спрашивает эта бабушка у одного из "наших":
"Скажите молодой человек, мы должны быть уверены, что Коммунизм будет построен
или должны в это верить?". От такого вопроса принимаемый в пионеры моментально
"выпал в осадок", брякнул наугад - "верить" ... и не попал. "Если
мы будем только верить - снисходительно улыбаясь, сказала бабушка - то
это получится религиозное сектантство. Мы просто должны быть уверены, что
Коммунизм будет построен".
Вот таким оказывается, должен был быть строитель коммунизма, с малых
ногтей и костей твердо убежденный в победе коммунизма, и никаких сомнений
и сектантства.
Прошло время и коммунистическая партия " в России, говоря по Достоевскому
"стушевалась", а ее руководители стройными рядами перешли на сторону демократии
и "цивилизованного общества". Так, через семьдесят лет закончилась Революция,
у которой было начало, но, как пелось в одной песне, не должно было быть
конца. Энергия закончилась, однако.
Другое дело религия, силу которой бабушка с пионерским галстуком явно
недооценивала. Религия это святое и на века.
Ислам, одна из нескольких величайших религий, насчитывающих тысячелетнюю
историю. Именно под знаменем Ислама грозится развернуться новая Революция.
Ввиду того, что между движением "Талибан" и Усамой бен Ладаном не было
видимых политических противоречий, можно считать Афганистан страной,
где новая Революция временно одержала почти полную победу. Правда, победа
одержана в борьбе с единоверцами. И это позволяет усомниться в чистоте
помыслов Талибов и Усамы бен Ладена. Их целью видимо было не просто укрепление
и утверждение религии, по всей видимости, это должно было сопровождаться
установлением нового порядка, в том числе и мирового.
Поначалу "Талибы" несли народу Афганистана измотанного междоусобными
войнами моджахедов относительную безопасность и спокойствие. Практика,
когда "белые пришли - грабят, красные пришли - грабят" была пресечена.
Однако быстро выяснилось, что новая власть стремится ввести твердый порядок
не только в обыденной жизни, но и в головах своих граждан, включая запрет
на музыку и танцы, телевидение, образование и работу для женщин и т.д.
И одна из причин падения "Талибана" в том, что насильственно введенная
"Новая Идеология" даже в одной, отдельно взятой стране не привилась. Пока
не привилась?!
Итак, есть широкие народные массы, чающие позитивных изменений и перемен
в том мире, в котором они живут. Формируется идеологическая база. А что
касается конкретных шагов?
Чисто конкретно.
Энергия может спать годами, если не веками. Так и лежащий на
вершине камень может быть неподвижен, однако, ничто не вечно. Внезапный
толчок землетрясения или случайно севшая птица, и увлекая за собой
другие, рухнувший камень может вызвать такой камнепад, что, как говорится
"мало не покажется".
На нечто подобное всегда и везде рассчитают террористы. Толчок - и
решены политические задачи; если не свалить старую власть, то хотя бы расшатать.
Террор в этом случае это и есть тактика реализации стратегии насильственного,
вооруженного (революционного) решения некой политической цели.
После событий 11 сентября 2001 года, предпринятое американцами расследование
быстро привело следствие к афганскому "Талибану" и саудовскому
миллионеру Усаме бен Ладену - лидеру международной исламской террористической
организации "Аль Кайда", то есть организации политической, объявившей Америке
, как впрочем и всем "неверным" Священную войну. Потом военная операция
США, наступление "Северного Альянса" и полное военное и политическое крушение
"Талибана".
У каждой Революции всегда два цвета - розовый и черный. Розовый это
цвет надежд, идеалов и идеалистов. Оборотная, черная сторона Революции
- это зачастую террор, силовой захват власти, не считаясь с потерями и
жертвами. А для всего этого нужно оружие и средства, деньги; сейчас это
нарко- и нефтедоллары. В какой-то степени взращенный американскими спецслужбами
миллионер Усама бен Ладен на свои собственные средства сам смог бы финансировать
свою "частную Революцию".
Если возвратиться к вопросам, поставленным в начале этой статьи, то
одним из наиболее важных останется следующий: " Является ли современные
международные террористы составной частью широкомасштабного Революционного
течения, или существуют отдельно от него, как самостоятельная экстремистская
сила со своими целями и задачами?".
Нельзя сказать, что на поставленный вопрос есть совершенно определенный
ответ, тем не менее, представляется, что пока это автономное движение.
Однако опасность возможного слияния очевидна.
Так, если обратиться к истории России, считается, что истинно народной
была Февральская Революция 1917 года, с воодушевлением встреченная почти
всеми слоями Российского общества той поры, и прошедшая практически бескровно.
Сопряженная с террором Октябрьская Социалистическая Революция 1917-го стала
уже совсем другой, когда во главе "Революционных Масс" встала политическая
партия с совершенно определенными целями и задачами. И только спустя годы
всё, фактически, вернулось почти в ту же политическую точку. К примеру,
"Первый Съезд Народных Депутатов" СССР, времен М. Горбачева, можно считать
продолжением Российского "Учредительного Собрания", разогнанного большевиками
в 1918-м.
Моральная поддержка "экстремистов" в странах исламского "третьего мира"
огромна. Достаточно вспомнить праздник на улицах лагерей палестинских беженцев
11 сентября. И это, в общем, можно объяснить. Беда в доме лучшего
друга их злейшего врага, войска которого стоят на близлежащих улицах -
не повод для большой печали. Широкие слои обездоленных масс это питательная
среда для террористов, где они черпают поддержку и вербуют своих бойцов
и сторонников.
В то же время экономические программы "международного терроризма" совершенно
не ясны. Более того, как показал недавний Афганский опыт "Талибов", экономическое
положение "широких слоев" даже ухудшалось; закрывались школы, больницы,
снижалась торговля. А ведь только упрочив экономическое положение у самого
основания человеческих "пирамидок Абрахама Маслоу" можно построить устойчивые
"города пирамид", которые не будут сотрясать социально-политические конфликты.
Это у Коммунистического движения начала прошлого века наряду с политическими,
были и совершенно определенные экономические лозунги и программы, которые
в значительной мере и обусловили победу Революции в одной, отдельно взятой
стране. Сейчас экономические лозунги громко звучат с "другой стороны" -
со стороны "движения Антиглобалистов", зародившегося изнутри "цивилизованных
стран" и протестующего против безудержной эксплуатации "стран Третьего
Мира" без обеспечения их экономического роста. При этом, экономический
рост процесс долгий и кропотливый, и механизм его обеспечения, к тому же,
в сжатые сроки, совершенно неясен.
Однако, есть ведь и удачные примеры. Так, когда-то растерзанный войной
Вьетнам, сейчас имеет до семи процентов экономического роста ежегодно.
Неужели невозможно найти общий язык для общения разных сторон так, чтобы
"революционные ситуации" не возникали, вопросы снимались бы "эволюционными"
методами; и пошатнувшийся и показавшийся 11 сентября таким хрупким,
мир все-таки устоял?
Два Мира, если не больше.
И все-таки, грянет или не грянет еще одна Революция молодых
и рьяных? Может, потенциал уж больно велик. Хотя, и миром может обойтись.
Удивительной многогранностью, кстати, обладает слово "Мир" в русском
языке. На английском языке, например, это и "world" - в том смысле,
что "весь шар земной". И в то же время мир это и "peace" - в том смысле,
что "мир-дружба".
Миру - мир было начертано на наших первомайских плакатах прошлого
века. Кажется, что в этом веке это настоятельнейшая необходимость. Не будет
мира, и все - только головешки останутся, и то в виде астероидов и межзвездной
пыли.
Однако был и еще один мир в русском языке. Мир, где буква "и"
писалась как палочка с точкой наверху. Так, в частности его написал Лев
Толстой в заголовке рукописи знаменитейшего романа "Война и Мир". В таких
случаях оно, как правило, означало некую общность людей, общество. "Всем
миром "- еще говорят. Именно этот третий "мир" и должен обеспечить тот
мир, который "peace" самому первому, чтобы его не разнесло в клочья.
В конце концов, он то без нас обойдется, а вот мы без него нет. Сейчас
война практически уже идет; подан потенциал, подключены провода, побежал
ток… потекла кровь.
Когда, в свое время, великая пророчица Ванга говорила, что Курск
зальет водой, ей никто не поверил. Курск - город посредине России. Но это
был совсем другой "Курск" и другая вода, - морская, которая все-таки залила.
Говорят, что та же Ванга обещала, что где-то с 2050 года, когда, кстати,
закончится очередной "год Змеи" на Земле наступит аж Тысячелетняя
Эра Благоденствия.
Всего 50 лет. А что, сейчас все быстро: компьютеры с двухтысячной частотой,
космическая спутниковая связь, Интернет. Солдаты сидевшие в европейских
окопах Первой Мировой Войны в далеком 1914 году вряд ли могли себе представить,
к примеру, что не пройдет и 100 лет и для их потомков почти исчезнут внутри-европейские
границы, будет введена общая для всех валюта, появится Европарламент.
Может быть, смогут, успеют эти такие разные Миры договориться;
найти мир в себе самих, между собой, под светом этой одной на всех "звезды
по имени Солнце"; а там, глядишь, тихо, мирно. ... ...А?
Март 2002 г. |