Время… Неутомимо и неумолимо течет река времени, отсчитывая минуты,
часы, дни. Её течение нельзя остановить или повернуть вспять. А можно ли
приостановить или сколько-нибудь замедлить её течение; действительно прожить
секунды как минуты или, если того требуют чрезвычайные обстоятельства,
хотя бы доли секунд как секунды? Оказывается, что хотя и очень
редко такие случаи бывают.
Однажды нечто подобное произошло и c моим, еще со студенческих
времен, старым знакомым. Приведу эту историю, так, как ее слышал
я - от первого лица.
"…Во времена перестройки я работал инженером в химической лаборатории.
Различные НИИ и ВУЗы тогда еще относительно неплохо жили, во всяком случае,
эксперименты шли во всю. Занимались мы там химической обработкой деталей
в расплавах щелочных солей. Не буду утомлять подробностями, только скажу,
что одним из основных компонентов расплава был натрий хлористый - в быту
поваренная соль, которую, марки "экстра", мы и закупали в соседнем магазине,
ввиду начавшихся перебоев с реактивами химической чистоты.
Сама процедура была относительно несложной. В открытую сверху цилиндрическую
печь устанавливался металлический стакан, наполненный сухой смесью, печь
нагревалась до температуры в несколько сотен градусов, порошок плавился,
в расплав опускался сначала держатель в виде трубки на подставке, затем
детали, потом выдержка в течение нескольких часов и вот собственно
и все. Время от времени расплав надо было менять, детали и держатель после
выемки мыть; промывали все водой.
Однако именно вода и была самым страшным врагом расплава
и человека, который со всем этим работал. Совершенно безобидная с виду,
прозрачная, но горячая жидкость стремительно преображалась, стоило попасть
на ее поверхность хотя бы капле воды. Вода молниеносно закипала, и со взрывом,
в клубах пара расплав разбрасывался во все стороны. При этом капли расплава
мгновенно прилипали ко всему, чему только возможно, начиная от стен и кожаных
сидений ближайших стульев и кончая кожей лица, и вмиг застывали. Быстро
сбросить эти приставшие капли было невозможно. Обоженный инстинктивно мчался
к крану с водой и получал ожег по второму кругу, теперь уже паром. Было
несколько печальных случаев такого типа, поэтому меры безопасности
были строгими - халат, защитная маска, очки, перчатки, щипцы. Перед загрузкой
труба-держатель и детали тщательно просушивались горячим воздухом из фена,
но даже в этом случае они тихо, по-змеиному шипели, погружаясь в расплав.
Как это часто бывает, после приобретения определенного навыка
я стал наглеть и некоторыми мерами безопасности пренебрег и, в конце концов,
я, конечно же, был наказан за подобную беспечность. По какой причине я
так сильно спешил, уже не помню, но времени было в обрез, за окнами вечерело.
Все было почти готово, осталось только промыть и просушить детали и держатель.
Детали я просушил, а вот держатель второпях просушить забыл и внутри
полой трубы, невидимая снаружи, осталась вода. Перчатки одевать было некогда,
я взял трубу рукой за верхний конец, нижнюю площадку завел в жерло разогретого
стакана и отпустил трубу. Держатель на моих глазах стал быстро погружаться
в расплав, и вот тут то ВСЕ И ПРОИЗОШЛО.
Сначала появился и исчез громкий шипящий звук, остался только какой
то неясный глухой рокот. Печь как-то приблизилась и покрылась неясной и
слабой пеленой своеобразного тумана. Туман был очень необычный. Он состоял
из мельчайших, крохотных крупинок, отдаленно напоминающих плоские снежинки.
Крупинки повисли в воздухе и хаотично и медленно перемещались в поле зрения,
некоторые из них вращались, выдавая при этом металлический отблеск - слабый
блик. Казалось, что кто-то рассыпал в воздухе пыль из мельчайших металлических
зеркалец, при этом они сверкали не как настоящие зеркала, а как крупинки
слегка матового металла.
Туман был неоднородным, густой по периферии зрения он значительно
редел к центру, где висело всего несколько "снежинок". Получалось, что
смотришь как бы через очень широкий, и при этом "мохнатый" иллюминатор.
Через этот "иллюминатор" я ясно увидел верхний край печи, обрез
металлического стакана, и торчащий из расплава верхний край трубки-держателя.
Неожиданно в трубке началось какая-то жизнь, шевеление какое-то,
затем из нее начала очень медленно и почти торжественно подниматься струя,
как мне тогда подумалось воды.
Все вместе это напоминало пуск центрального фонтана в Петродворце -
"Самсон раздирающий пасть льва", только если смотреть не сбоку, а
как бы несколько сверху. На фоне посверкивающего "тумана" и почти абсолютной
тишины это неторопливое действо было потрясающе красиво.
Медленно и неуклонно струя поднималась вверх, потом начала немного
утолщаться сверху. Понятное дело, начали работать силы земного притяжения,
часть "воды" немного пошла вниз и верхняя часть "фонтана" стала толще,
чем сама струя, чтобы затем превратиться в каплю.
Неожиданно между стенкой трубки, которая была всего сантиметра
три в диаметре, буквально протиснулась еще одна струя, чуть тоньше, чем
первая и пустилась за ней вдогонку, затем появилась и еще одна тонкая
струйка. Все вместе они настойчиво двигались наверх.
Со временем верхняя часть первой струи начала постепенно белеть,
также как и верхняя часть второй струи. Прокручивая впоследствии этот момент
в памяти, я понял, что так проявилось начало кристаллизации. Расплав, выброшенный
из трубки, а это был он, а не вода, начал охлаждаться на воздухе и постепенно
превращался в исходную соль.
Некоторое время я наблюдал за происходящим, но ничего интересного больше
не происходило, только монотонный и неуклонный подъем. В конце концов,
я решил посмотреть туда, куда все это летит. Как и чем посмотрел это вопрос
отдельный, но все-таки немного отстранился, посмотрел и увидел - распростертую
над фонтаном "темную ПТИЦУ".
Так мне показалось в первый момент, затем я понял, что это просто рука,
а еще через мгновение признал эту руку и понял, что это же моя собственная
рука в свое время отпустившая трубку, ухнувшую в расплав. При этом оказалось,
что все эти "Петергофские фонтаны" естественно метят точно в центр
ладони.
Нельзя сказать, что в это момент я остро почувствовал опасность,
мне как-то просто не понравилось, что что-то летит в руку, и я решил ее
убрать, то есть отдернуть как бы. Решить то решил и убирать руку
начал, но она начала уходить почти также медленно, как медленно и "торжественно"
поднимался и сам фонтан. С трудом поборов недоумение я продолжал "медленно"
убирать руку и в какой-то момент отчетливо понял, что если самую первую
струю удастся пропустить, то крайнюю уже нет. Крайняя струя и край ладони
неумолимо сближались, в самый последний момент толи я закрыл глаза, толи
в глазах просто потемнело…. и все.
Очнулся я от резкой боли в руке и, буквально, рева трансформатора.
Дело в том, что наша печь была электрической и запитывалась от довольно
мощного трансформатора, который издавал характерный гул; работал мотор
вентиляции, жужжал самописец в шкафу управления, в общем, шуму предостаточно,
а тут, пока развивалась вся эта "фонтанная феерия" - почти полная тишина.
Тем не менее, руку немилосердно жгло. В буквальном смысле, как
ужаленный, я, чертыхаясь, отскочил от печки, как-то разом все осознал,
мельком увидел на внешнем краю ладони два соляных "плевка", сунул руку
под струю воды, соль тут же смыло, но боль осталась, если не усилилась.
В общем, добрался я домой заполночь с ладонью замотанной носовым
платком. По дороге, при воспоминаниях об увиденном мне, почему-то с тоской
думалось - "это насовсем уехала у меня моя крыша, или еще вернется?".
Ведь на самом деле ничего особенного я просто не мог рассмотреть. На
раз трубка ушла в расплав, на два закипела вода и со взрывом расплав
начал разбрасываться во все стороны, на три "плевки на руке" и все,
и … никаких тебе,"понимешь", фонтанов, за доли секунды. Однако я же их
видел…"
Вот такая вот была та история, которую рассказал мой знакомый.
Спустя какое-то время, листая трактат, посвященный восточным единоборствам
я сам наткнулся на главу посвященную "монастырскому карате". В ней говорилось,
что мастера восточных единоборств высочайшего класса, в частности владеющие
тайнами "монастырского карате" могут входить в особое состояние "СЕРЕБРЯНОГО
ТУМАНА", когда ощущение времени замедляется. Причем "замедляется" оно только
для самого мастера. Противник продолжает действовать и ощущать себя в реальном
времени, а вот для мастера все действия противника раскладываются
"как в замедленной киносъемке" на серию плавных и замедленных
движений, что, безусловно, создает для него неоспоримые преимущества. Сколько
точных ударов успеет нанести мастер в состоянии "серебряного тумана" в
ответ на удар практически беспомощного соперника? Два? Три?
Правда, учитывая все сказанное выше, реализовать полностью эти преимущества
вероятно можно только в случае если двигаться намного быстрее, чем противник,
иначе и "замедленная киносъемка" не поможет. Что касается особых тренировок,
то о них ничего не говорилось. Указывалось только, что на начальных этапах
учат не только входить в "серебряный туман" но и не теряться в нем, т.е.
не ошалевать от необычности и красоты увиденного.
В упомянутой заметке сразу бросилось в глаза весьма поэтичное название
явления -"серебряный туман". Так можно описать и тот "туман" в котором
оказался и мой знакомый. Все остальное тоже очень похоже, та же "замедленная
киносъемка".
Подивившись вместе с моим приятелем почти полному совпадению описанных
в книге ощущений, и его впечатлений мы договорились по возможности собрать
истории подобного типа, а потом встретится, и обсудить их.
Оказалось, что таких историй не так уж и мало, и везде та же растяжка
времени.
Классической в этом смысле является часто цитируемая история, случившаяся
с солдатом во время Великой Отечественной войны, называлась даже его фамилия
Филатов. Услышав вой падающего снаряда, он упал на землю. Затем, всего
за несколько мгновений до взрыва вонзившегося в землю неподалеку снаряда,
солдат, словно во сне наблюдал, как на его глазах по корпусу снаряда
сначала медленно пошли трещины, затем из трещин вырвался огонь и разорванный
корпус начал, медленно распухать во все стороны. Здесь также как
и в нашем случае, взрывной процесс, развернувшийся во времени.
Сразу оговоримся, что у солдата, несмотря на страшную контузию, все-таки
был мизерный шанс выжить. Он попал в "слепую зону ", свободную от
разлетающихся осколков. Находясь в этой зоне, он и увидел как "замедляется
время", или произошло что-то другое, добавим мы.
С явлением "замедлением времени" встретились в чрезвычайных обстоятельствах
и известный летчик-испытатель Марк Галлай, а также успевший
правильно сгруппироваться и спастись десантник, который падал с высоты
35 метров.
Еще две похожих истории.
В первой, пассажир автомобиля, находясь на сидении рядом с водителем,
успел увидеть, как резко тормозит идущий впереди автомобиль. Затем, при
абсолютно ясном сознании, как в замедленном кино на него стал надвигаться
кювет дороги, а затем также медленно ушел вправо. Резко контрастировали
с этой очень неспешно развивавшейся картиной только руки водителя,
которые с бешеной скоростью крутили руль. В результате, всего через несколько
секунд, показавшихся очевидцу десятками минут, развернувшийся поперек шоссе
автомобиль замер, к счастью при этом никто не пострадал.
Во второй истории, в процессе ремонта комбайна и выемке мотора, этот
мотор весом около тонны сорвался и полетел вниз на стоящего прямо под ним
человека с высоты всего в несколько метров. Как описывает участник событий,
в этот момент для него все почти остановилось.
Как во сне на него медленно медленно начал наплывать злосчастный мотор,
а
человек также медленно начал отстраняться, "складываться" и отодвигаться,
ропуская плавно проплывающие около него крышки клапанов, выхлопной коллектор
и другие части двигателя. При этом именно эти части очевидец и успел ясно
разглядеть, но все они "проплывшие мимо" не причинили ему вреда. Уже после
того, как все закончилось, как писал автор, он попытался "сложиться" за
те доли секунд, которые ему были отведены, но не успевал - времени не хватало.
Именно с замедлением времени, то есть с кратковременным замедлением
времени именно как физической константы почему-то и принято объяснять подобные
явления, если есть хоть какие-то объяснения. Совсем исключать подобную
версию, по-видимому, нельзя, но нам она представляется маловероятной.
Хотя, конечно, человек и венец природы, но чтобы так лихо, с широко
открытыми глазами, тормознуть в локальной области мировую константу - сомнительно.
Вряд ли само время замедляется. Скорее всего, в моменты острой опасности
чрезвычайно обостряется и резко ускоряется восприятие окружающей
действительности, что, в частности и воспринимается как "замедление" времени.
На подобном принципе устроена "замедленная киносъемка". На первом
этапе киносъемку ведут с очень большой скоростью, ее еще называют съемка
на "рапид", а затем прокручивают через проектор с обычной скоростью. При
этом все записанное изображение и воспринимается как замедленное во времени.
По всей видимости, на похожем принципе основан и эффект "серебряного
тумана". Однако, равновероятны две версии.
По первой из них, в опасные моменты, ведомое инстинктом самосохранения,
восприятие стремительно ускоряется. Все происходящее в поле зрения воспринимается
(т.е. "записывается") с бешеной скоростью в несколько сотен, а может быть
и тысяч "кадров" в секунду. С такой же резко возросшей скоростью поступающая
информация анализируется мозгом, этим человеческим "бортовым компьютером".
Увеличенное количество "кадров" позволяет более тщательно проанализировать,
разбить на фазы происходящее действие. В целом, это приводит к тому, что
"записанная" и проанализированная за долю секунды эволюция изображения
и выглядит замедленным действием и субъективно воспринимается как процесс,
длящийся несколько секунд или минут.
По второй версии, огромное количество информации изначально "записывается"
непрерывно и с большой скоростью, а вот "считывается" по-разному. В этой
связи надо сказать, что, например, глаз орла "записывает" происходящее
со скоростью в несколько тысяч кадров в минуту, отсюда и "орлиное" зрение.
Именно оно помогает орлу различить мельчайшие перемещения жертвы с большой
высоты и не промахнуться при пикировании.
В обычном режиме человеческому мозгу для успешного функционирования, принятия
решений и т.п. видимо вполне достаточно информации поступающей от различных
"сенсоров". Периодически считываются только определенные кадры из общей
картины бытия, а, например, "25-й кадр" записывается, но сознанием не распознается,
уходит в подсознание. На принципе "25-го" кадра (одного дополнительного
кинокадра на каждые 24 основных) базируются несколько систем обучения иностранным
языкам. Также этот принцип, пока не попал под запрет, использовался и в
рекламе. Еще бы, заманчиво вколотить нужную информацию прямо в мозг, минуя
сознание, вмонтировав в пленку несколько кадров проскакивающих за долю
секунды.
Другое дело, когда организм в моменты опасности переходит на аварийный,
скоростной, критический режим. Тут уже в дело идут все "записанные кадры",
и "25-й" и "26-й" и "56-й", и все, какие только есть. Это позволяет в большей
степени обеспечить для мозга поступление всей необходимой информации, после
соответствующего высокоскоростного распознавания. При этом субъективно
воспринимаемое время также замедляется.
По обеим версиям субъективное замедление времени связывается с увеличенной
скоростью распознавания и анализа происходящего действия, а разница заключается
в том, увеличивается ли при этом и скорость восприятия ("записи"), или
же вся необходимая информация в полном объеме существует изначально, но
до поры не используется.
Надо отметить, что по всей видимости высокоскоростной анализ требует
огромных затрат ресурсов мозга, по этому, вероятно, периферия поля зрения
в состоянии "серебряного" тумана видна так неотчетливо. Нет необходимости
анализировать периферию. Она не представляет большого интереса, важно
то, что происходит в центральной части поля зрения, именно там развивается
основное действие.
При высокоскоростном восприятии, часть информации из внешнего мира фактически
теряется, вернее значительно видоизменяется. Это касается в первую очередь
звука, он резко понижается по тембру. Представим, что некая звучащая струна
колеблется со скоростью сорок тысяч колебаний в единицу времени.
Теперь сократим эту "единицу времени" в сорок раз. За этот, новый, отрезок
времени струна совершит только одну тысячу колебаний. То есть за этот отрезок
времени мы услышали бы тот же звук, но в сорок раз ниже по
частоте.
С похожим эффектом сталкивался каждый юный исследователь пионерского
возраста, располагая грампластинкой, маленьким диском - сорокапяткой и
проигрывателем, умеющим крутить диски со скоростью 33, 45 и 78 оборотов
в минуту. Нормально звучавшая песня с этой пластинки на скорости 45 оборотов
мгновенно превращалась в детский хор, исполнявший эту песню под пилиликающие
звуки на скорости 78 оборотов. И та же пластинка, запущенная со скоростью
33 оборота превращалась в хор басов, поющих подо что-то напоминающее
заунывный похоронный марш.
Из-за высокоскоростного восприятия нечто подобное, по всей видимости,
должно происходить и в состоянии "серебряного тумана". Звук не должен пропадать
насовсем, а "прослушиваясь медленнее" может понижаться по частоте
настолько, что практически перестает быть слышимым. Отсюда, наверное, и
появляется ощущение "тишины".
Открытым и интригующим остается вопрос о месте, где расположен центр
"аварийного зрения" отвечающего за "серебряный туман". Одновременно "нормальное"
и "аварийное" зрение существовать не могут. Напомню, что мой знакомый,
испытавший "серебряный туман" говорил об очень странном ракурсе, в котором
он видел происходившее с ним. У него сложилось впечатление, что "видел"
он все это как бы не глазами, а из центра груди. Может быть, это
и была какая-нибудь знаменитая чакра. Однако, и тут нужны тщательные исследования
и проверки. Это уже версия, так сказать, вне конкурса, уж больно мал и
редок экспериментальный материал.
Остается только удивляться и восхищаться тому, как патриархи "монастырского
карате" сумели настолько глубоко изучить человека, что смогли без всяких
приборов и компьютеров вычленить "аварийное" состояние человеческого организма
в виде "серебряного тумана". При этом они не только его изучили,
но и развили, натренировали эту способность сверхчувственного восприятия
и научились входить в "серебряный туман", как в прочем и в другие
состояния по своему желанию.
Вот как, к примеру, описывает современный мастер, родственного карате
- у-шу своё состояние (транса) в "процессе раскалывания кирпича рукой"
(использован материал из книги А.А. Долина и В.Г. Попова "Традиции Ушу").
…"Я расслабляюсь, и центр готовности перемещается ниже - в торс и ноги.
Я чувствую землю, дышу глубоко, мысленно направляю дыхание по торсу, ногам
и рукам, представляю линию вектора силы, который проходит по ногам, потом
вниз по рукам, по ладони, через бруски кирпичей. Я не фокусирую внимание
на объекте... Через две-три минуты предметы меняют свою реальность, дыхание
становится глубоким и резким, ЗРЕНИЕ МЕНЯЕТСЯ и (галька на дорожке разрастается
до огромных размеров) я вижу не маленькие камешки, а целые глыбы. Собственное
тело кажется твердым, но, в то же время, легким и свободным. Наконец,
я подхожу к кирпичам, и если я вообще обращаю на них внимание, то они мне
кажутся легкими, воздушными и податливыми. Делаю глубокий вдох, задерживаю
его немного, потом выдыхаю резко и ровно и, фиксируя внимание на векторе
силы, позволяю руке следовать по нему. Моя ладонь свободно проходит сквозь
то, что раньше было кирпичами. Я не чувствую ни прикосновения, ни отдачи,
ни боли".
Судя по многочисленным свидетельствам состояние "серебряного тумана"
доступно и для обычного человека, но включается спонтанно и независимо
от его воли. В частности, тогда когда какой-то объект с большой скоростью
надвигается на человека, или наоборот человек стремительно приближается
к объекту; плюс определенная фиксация взгляда.
Тем не менее, господа, товарищи, граждане, если вдруг в какой-то ответственный
и опасный, критический момент вашей жизни вдруг пропал звук, и почти замерла
и плавно потекла перед вашими глазами "картинка" в легкой пелене блеклого
тумана, то это может означать, что вам повезло. Это не кратковременное
помутнение сознания. Просто включилось аварийное сверхскоростное
восприятие "серебряного тумана".
Если мы правы, то в этот момент ваш организм, этот храм
вашей души растягивает, как может доли секунды в секунды, а секунды в минуты,
чтобы вы успели что-то предпринять: уклониться, отстраниться, увернуться
и ваша душа осталась бы на своем законном месте, а вы остались целы,
невредимы и здоровы … чего вам и желаем. Собственно ради этого и
были написаны эти строки.
"Кто предупрежден - тот вооружен".
P.S. Cокращенная версия опубликована в Газете - "Секретные Материалы
20 века"
№22 (66) '2001
|